Прочно вошел в жизнь республики и в быт ее населения авиационный транспорт, значение которого возрастает с каждым годом: в 1966 г. он перевез 873 тыс. пассажиров — почти вдвое больше, чем в 1960 г., и почти в 12 раз больше, чем в 1955 г. Регулярными рейсами связан Ашхабад с Москвой, Ленинградом, Киевом, Баку. Ереваном, Тбилиси, Ташкентом, Алма-Атой, Фрунзе, Душанбе, многими другими городами за пределами республики и почти со всеми ее городами и районными центрами. Размещение железных и автомобильных дорог, а также климатические условия делают самолет для жителей Туркменистана наиболее удобным, а в некоторых местах и единственным видом транспорта. Авиация на местных линиях применяется и для переброски грузов, особенно в периоды посевной и уборочной кампаний. В последние годы все большую роль играет в Туркменистане трубопроводный транспорт местного и общесоюзного значения. В Красноводск проложены нефтепроводы из Вышки и Кутурдепе и газопроводы из Котурдепе и урочища Кизыл-Кум (через Кум-Даг и Небит-Даг); от Байрам-Али газ идет по трубам в Ашхабад и Безмеин. А уже упоминавшийся выше газ Ачакского месторождения поступает в мощнейший трубопровод протяженностью около 3 тыс. км, по которому вместе с узбекским «голубым топливом» идет в центральные районы Российской Федерации, и в частности в Москву. Вторая очередь газопровода Средняя Азия — Центр начнется в Западном Туркменистане и через Мангышлак пойдет на Саратов. Предполагается также построить нефтепровод Западная Туркмения — Чарджоу. Рост промышленного и сельскохозяйственного производства и развитие транспорта в Туркменистане сопровождается все большим расширением и усилением его экономических связей, изменениями в их географии. Этот важный процесс в туркменской экономике отражает также и дальнейшее совершенствование размещения производительных сил в масштабе всего СНГ. Туркменистан отправляет в братские республики нефть и нефтепродукты, хлопок, натуральный шелк, каракуль, ковры, сульфат натрия, серу, йод, бром, бентонит, электрический кабель, бульдозеры, нефтяные насосы, вентиляторы для градирен, цемент, удобрения. Часть этих изделий, в том числе и продукция обрабатывающей промышленности, вывозится также более чем в 40 зарубежных стран. Главная отличительная черта вывоза состоит не только в его общем росте, но и в том, что с каждым годом в нем все большую роль играют полуфабрикаты п готовая продукция, в связи с чем и география вывоза становится все более широкой. Ввозит Туркменистан главным образом черные металлы, машины и оборудование, хлеб, лес, минеральные удобрения и те предметы народного потребления, которые не производятся в республике. Постоянно действуют и другие формы межреспубликанских экономических связей — участие предприятий других республик, например, в туркменском машиностроительном производстве (поставка двигателей, отдельных узлов и деталей), а также совместное строительство крупных объектов, например Каракумского канала, проложенного с помощью многих братских народов нашей страны. |
|
Другие записи по теме:
|