Современный морской транспорт Туркменистана представлен разнообразными и по тоннажу и по назначению, прекрасно технически оснащенными судами от нефтяных танкеров до рыболовных сейнеров, от паромов-электроходов, вмещающих железнодорожный состав, до рейсовых катеров на линии Красноводск — Челекен. И хотя морской транспорт перевозит втрое меньше, чем железнодорожный — более 9 млн. т в 1967 г., — но эти перевозки имеют очень важное значение, так как ими осуществляется значительная часть меж-республиканских транспортных связей самого Туркменистана и через него транзитом всей Средней Азии, а отчасти Казахстана и Сибири. Именно поэтому такое важное народнохозяйственное значение имеет железнодорожный паром Красноводск — Баку. Благодаря ему отпала необходимость переваливать грузы с железной дороги на воду, что заметно удешевило и ускорило грузооборот между Кавказом и Средней Азией. Уже работают пять таких паромных электроходов. Главный туркменский порт на Каспийском море — Красноводск справедливо называют «воротами в Среднюю Азию». Морские линии круглогодично связывают его с Баку и Махачкалой, а на протяжении 264 дней и с Астраханью. Значительная часть грузов совершает 340-километровый путь из Красноводска до Баку прямо в железнодорожных составах на мощных паромных судах-электроходах. Железнодорожный паром «Туркменистан» выходит в море Во всей Средней Азии только на Амударье работает сейчас речной транспорт. По ней издавна плавали на лодках — каюках: по течению — на веслах, против — под парусом. В конце XIX в. появился первый пароход. Его доставили в разобранном виде по железной дороге. Теперь в период десятимесячной амударьинской навигации на реке не затихает оживленное движение многочисленных теплоходов, катеров, буксиров и барж. Кстати, именно амударьинские речники первыми в стране ввели в послевоенные годы буксировку барж толканием. Теперь амударьинский метод распространен на всех речных бассейнах страны. Впрочем, сейчас Амударья уже не единственная в Туркменистане речная дорога — Каракумский канал увеличил общую эксплуатационную длину водного пути республики на 400 км. Пока по каналу суда ходят до Мары. Движение здесь может осуществляться круглый год, так как канал редко замерзает. И все же общий грузооборот речного транспорта республики относительно невелик — в 1966 г. немногим более 1 млн. т. Половину этого тоннажа занимают внутриреспубликанские перевозки горючего, удобрений, машин из Чарджоу вверх и вниз по реке и хлопка, доставляемого на хлопкоочистительные заводы Чарджоу и Керкичи. Между Чарджоу и Фарабом и между Керки и Керкичи работают речные переправы. Чарджоу — самый крупный порт на Амударье. Он обслуживает и узбекскую часть ее низовьев. В нем работает судоремонтный завод, в его затоне зимует амударьинская флотилия. |
|
Другие записи по теме:
|