Ашхабад это: самая южная столица Содружества Независимых Государств — она лежит под 38-й параллелью, на широте Кордовы и Афин, Сеула и Сан-Франциско; самый крупный город Туркменистана; самый индустриальный город республики, дающий более 17% ее промышленной продукции; самый крупный ее культурный центр, в котором находятся республиканская Академия наук, более 30 научно-исследовательских и более 100 медицинских учреждений, 4 высших учебных заведения, в том числе Туркменский государственный университет, 10 техникумов, более 40 общеобразовательных школ, 4 театра, Государственная филармония, издается более 20 газет и журналов; наконец, Ашхабад — географический центр Туркменистана: находясь всего в нескольких десятках километров от туркменско-иранской государственной границы, столица вместе с тем отстоит примерно на равных расстояниях и от самого западного города республики — Красноводска, до которого 550 км, и от самого восточного ее города — Чарджоу, до которого 587 км, от самого северного — Ташауза — 530 км и от самого южного — Кушки — около 500 км. Ко всему этому Ашхабад и самый молодой город, исключая Душанбе, среди столиц наших союзных республик. Он основан как военное укрепление в январе 1881 г., после того как царские войска заняли весь Ахал-Текинский оазис, и в частности расположенный на его востоке аул Асхабад. Это небольшое текинское поселение, давшее имя будущей столице, до недавнего времени еще располагалось за ее пределами и лишь в последние пятнадцать лет было полностью поглощено быстра растущим городом. Вся недлинная история туркменской столицы, все неполные 90 лет ее жизни были густо насыщены важными событиями, значительными переменами. За это время она трижды меняла свое название и по существу дважды рождалась. Две главные причины послужили тому, что заурядная крепостишка за земляным валом, с гарнизоном, расквартированным в глинобитных бараках, очень быстро преобразилась в оживленный город, в резиденцию высших властей «замиренной» Закаспийской области, в ее главный административно-политический и торгово-транзитный центр. Первая из этих причин — положение на перекрестке давно проторенных караванами торговых путей: на юг — по Кучанекой дороге (сейчас Гауданское шоссе) через копетдагские ущелья до границы с Персией — важным тогда торговым партнером России на Востоке; на север — через Каракумы в Хиву; на восток — через Теджевский и Мургабский оазисы, через переправы на Амударье — в Бухару. Но значение этой первой причины еще во сто краг возросло после 1885 г., когда к Асхабаду подошел рельсовый путь, который через год дотянулся уже до Чарджоу, а еще через 10 лет до Кушки — границы с Афганистаном. Недаром в первоначальном проекте герба Асхабада предполагалось на щите под царской короной изобразить верблюжий караван и железнодорожный поезд как символы «отличительной черты и главного характера жизнедеятельности города». Вторая причина стремительного подъема Асхабада — достаток на первых этапах хорошей пресной воды и строительных материалов — дерева на недалеких горах, галечника и глины в пригородах. Едва наладилось движение по железной дороге, как в Асхабад хлынул из разных мест России, особенно с Кавказа, пестрый людской поток: добирался сюда бедняк-ремесленник и мелкий торговец в надежде на твердый заработок, на ежедневный кусок хлеба; спешил предприимчивый промышленник и оборотистый купец в расчете на жирный барыш в новой колонии; оставались жить в городе рабочие, закончившие строительство железной дороги, солдаты, отслужившие срок повинности, отставные офицеры; оседали переселенцы из Персии, торговцы, ремесленники, земледельцы, благо в главном городе только что «замиренного» края легко было найти подходящее занятие; бежали сюда персы-бехаисты, гонимые на своей родине религиозной нетерпимостью. |
|
Другие записи по теме:
|