От Керки до Чарджоу Амударья пересекает песчаную пустыню, которая местами подступает к самой воде, а там, где отходит от берега, на террасах зеленеют оазисы: Халач, Карабекаул, Сакар, Бурдалык. Поля хлопчатника сменяются зеленью люцерны, плантациями джугары, насаждениями шелковицы, садами, бахчами и виноградниками. А в глубине пустыни на песчаных пастбищах пасутся каракульские овцы. Приамударьинская часть Туркменистана славится стадами таких овец. Здесь разводят породы, дающие не только черную смушку — араби, но и серую — ширази и самый дорогостоящий мех сур, что значит «золотой». Он действительно обладает великолепным коричневым цветом, отливающим золотом, Чарджоу — самый крупный город средней Амударьи и второй по числу жителей в республике. Он удобно расположен на пересечении судоходной реки и железной дороги, а теперь стал к тому же еще и железнодорожным узлом, так как от него начинается новая линия на Кунград. До ее прокладки грузы, идущие в низовье Амударьи или следующие оттуда наверх, могли доставляться только в период навигации речными судами, да и то с осложнениями из-за неустойчивости режима и фарватера реки. Впрочем, Чарджоу уже издавна развивался как крупный транспортный узел — здесь скрещивались торговые караванные пути в Хорезм, Бухару, Мерв, Иран. Через Чарджоу частично шел знаменитый китайский шелк в Средиземноморье. Около современного Чарджоу лежит поселок Комсомольск — древнее ядро города, известный в прошлом под именем Старый Чарджуй. Когда-то это была крепость Бухарского ханства, обнесенная глинобитной стеной с четырьмя воротами, всегда охраняемыми стражей. У северных ворот, как и в других типичных среднеазиатских городах, шумел крытый базар, особенно оживленный и красочный летом и осенью, когда он был полон разнообразными плодами из окружающих оазисов. Теперь от крепости остались только полуразрушенные стены и насыпи. Старый Чарджоу, находясь на дальних подступах к Бухаре, должен был охранять от кочевых племен оживленную переправу через Амударью. Чарджоу, или в прежние годы Чарджуй, — название сравнительно новое. Первое его упоминание в литературе относится к XVI в. Оно произошло от употреблявшегося до этого «Чахар-Джуй», что в переводе значит «четыре потока», «четыре русла». Первый пароход «Самарканд» появился на Амударье в 1876 г., когда он вышел вверх по реке из Петро-Александровска, ныне Турткуля; до Чарджуя этот пароходдобрался только к апрелю следующего 1877 г. Но не это событие вызвало рождение нового города. Оно связано со строительством Закаспийской железной дороги, которая в ноябре 1886 г. подошла к левому берегу Амударьи. Сначала здесь возникло военное поселение, которое быстро росло, и через два года был составлен уже первый проект застройки города. Тогда же закончилось сооружение железнодорожного деревянного моста, переброшенного через реку. Но этот мост во время паводков нередко выходил из строя, и требовалось немало времени и усилий для его восстановления. В 1901 г. был воздвигнут современный железный мост, в то время самый длинный в России, да и сейчас один из крупнейших в СНГ. За последнее время распространилась практика обучения туркменской молодежи за пределами своей страны. Школы Москвы и Московской области, а также высшие учебные заведения России открывают свои двери иностранным ученикам и студентам. Российские учебные заведения пользуются большой популярностью среди туркменской молодежи. |
|
Другие записи по теме:
|