К югу от Мары в вершине дельты на железной дороге Мары — Кушка расположен город Иолотань (почти 11 тыс. жителей). Раньше это был торговый поселок при железнодорожной станции. Поселок стал заметно расти в советские годы, особенно после того, как его сделали центром административного района, построили в нем хлопкоочистительный завод и основали хлопковую опытную станцию. С 1939 г. зеленая, богатая садами и виноградниками Иолотань становится городом. И хотя окрестные хлопковые поля сравнительно невелики, тем не менее слава Иолотани, идущая далеко за пределы республики, связана как раз с хлопком, точнее, с работами зональной опытной станции. Она выводит новые высокоурожайные и вилтоустойчивые сорта тонковолокнистого хлопчатника, а также сорта, имеющие куст, удобный для машинной уборки. В республиках Средней Азии высевают именно иолотанские сорта: 9078-И, 8763-И и другие. Буква «И» в названии сорта свидетельствует о том, что он выращен иолотанской станцией. Сейчас в Иолотани строится еще один хлопкоочистительный завод. Теперь, когда в дельту Мургаба пришел Каракумский канал, здесь уже не нужна мургабская вода и ее целиком используют мелкие оазисы на протяжении всей долины. Им теперь не страшны маловодные годы, они расширили посевную площадь без строительства новых водохранилищ. Специализация же их остается прежней: хлопководство и садоводство — на орошаемых землях долины и разведение кара-кульских овец — на отгонных пастбищах Карабиля и Бадхыза. Но все же и после завершения второй очереди Каракумского канала в засушливые годы, какими здесь бывает чуть ли не каждый второй, мургабского стока не хватает для высокой южной и юго-восточной окраин дельты. Поэтому урожаи там часто и сильно страдали, пока в 1966 г. не был построен специальный. так называемый машинный канал длиной в 46 км. Он забирает воду из Каракум-реки у поселка Захмет и мощными насосами гонит ее вверх к Иолотанскому водохранилищу, восполняя в нем недостаток мургабской воды. Расположенные ниже поля Байрам-Алийского и Туркмен-Калинского районов орошаются самотеком. Почти все сколько-нибудь значительные селения долины Мургаба расположены у железной дороги Мары — Кушка. Они возникли как железнодорожные станции, но в дальнейшем развивались по-разному. Некоторые, небольшие, так и остались главным образом пристанционными поселками. Другие выросли значительнее и превратились уже в поселки городского типа. При этом одни из них, хуже обеспеченные водой, стали главными усадьбами крупных животноводческих совхозов. Таковы имени Чапаева (более 2 тыс. жителей), Красное Знамя (около 5 тыс. жителей) и самый большой населенный пункт всего бассейна Мургаба, не считая его городов, Калаи-Мор (почти 5 тыс. жителей). В них кроме железнодорожных служб располагаются обслуживающие совхоз учреждения — административные, коммунальные, медицинские, культурные, торговые. Медицина Туркменистана развивается бурными темпами, но все же некоторые болезни лечатся только заграницей. Медицинские центры в Екатеринбурге предлагают большой спектр медицинских услуг. Жителям Туркменистана предоставляются скидки по специальной международной взаимопомощи. |
|
Другие записи по теме:
|