«Туркмен» Этногенез туркмен Ашхабад Обычаи туркмен
 
 
История Туркменистана и туркмен

 

  • Карта Туркменистана
  • Герб Туркменистана
  • Флаг Туркменистана

 
История Туркменистана и туркмен

История образования

Туркменистан » Районы Туркменистана » Каракумы
Опубликовано: 28-07-2012, 22:26
Начнем страницей о геологическом прошлом Каракумов. История образования этой песчаной пустыни привлекала внимание ученых с давних времен. В конце XIX в. были выдвинуты две гипотезы ее происхождения: первая, морская, вела родословную пустыни от древних морей, вторая — от тоже древних, но все же относительно более молодых рек.

Морская гипотеза, предложенная горным инженером А. И. Коншиным, утверждала, что вся территория Каракумов в недалеком геологическом прошлом представляла собой морское дно (и это действительно, как мы знаем, было так), а все пески, покрывающие сейчас поверхность пустыни,— осадки прежнего моря (а вот это уже оказалось неверным). А. И. Коншин писал: «Кара-Кумы были несомненно дном Арало-Каспийского моря, которое дало материал этим пескам, а ветры придали им впоследствии бугристый характер». Более того, по мнению этого автора, Каракумы формировались даже двумя морскими водоемами, сменившими один другой. Первый, более древний занимал всю площадь от подножий Копетдага на юге до Аральского моря на севере, и северные, то есть Заунгузские Каракумы, — остаток его дна. Второе, более молодое море покрывало уже только территорию Низменных и Юго-Восточных Каракумов, и северным берегом ему служили прекрасно выраженные в современном рельефе уступы Унгуза. За этим местом впоследствии в геологической и географической литературе даже упрочилось название «море Коншина».

Другая гипотеза о речном, аллювиальном происхождении Каракумов принадлежит академику В. А. Обручеву. Он в течение нескольких лет изучал пустыню и пришел к убеждению, что огромная масса ее песков образована главным образом деятельностью рек, которые выносили с южных хребтов продукты разрушения горных пород. Идеи о речном образовании каракумских песков выдвигались некоторыми учеными и до В. А. Обручева, но он углубил, уточнил эту точку зрения, оснастил ее фактическими и теоретическими обоснованиями. Тем не менее она долго оставалась только гипотезой, к тому же имевшей решительных противников. Между тем знание истинной истории происхождения Каракумов имело не только теоретический, но и практический интерес, так как от ее правильного понимания зависели представления о возможных богатствах недр пустыни, о выборе методов их изучения и поисков.

В годы Советской власти исследования природы Каракумов для максимального использования их ресурсов стали важной народнохозяйственной задачей, в пустыню двинулись экспедиционные отряды, началось глубокое бурение, появились точные минералогические характеристики ее песков и пород окружающих гор. В результате речная биография Каракумов, разработанная академиком В. А. Обручевым, полностью подтвердилась; было окончательно установлено, что вся эта гигантская пустыня представляет собой аллювиальную равнину, поверхность которой в значительной степени переработана ветром.

Много споров вызывало и вызывает до сих пор происхождение названия пустыни, его этимология. «Каракумы» переводится с туркменского как «черные пески». Однако одни считают, что это понятие идет от цвета ландшафта, другие же выводят его из второго смысла, которое имеет слово «черный» и в туркменском и в русском языках, — мрачный, тяжелый, трудный, злой. Пустыню назвали, говорят сторонники этого взгляда, черной, потому что она своими тяжелыми природными условиями несла невзгоды людям, живущим в ней.

Однако нам кажется более убедительным первое предположение. Туркмены — коренные жители Каракумов тонко различают и по-разному называют разные пустынные ландшафты, среди которых выделяются два основных типа: голые, всегда светлые пески — ак кум и заросшие, более темные — кара кум. На старых топографических картах поэтому много урочищ именно с такими названиями. Спросит топограф у проводника: «Как называется это место?» — и получает ответ: «Ак кум» или «кара кум». Последних было больше, они и превратились постепенно в собственное «картографически утвержденное» имя всей пустыни. Кстати, местное население под «Каракумами» нередко подразумевает все песчаные территории, в том числе и те, что лежат за границами, в которых рассматривает эту пустыню современная география. А пустынные ландшафты, как известно, присущи и многим примыкающим к ней территориям, например Западно-Туркменской низменности, горам Большие Балханы, выровненной останцовой горной стране, расположенной к западу от Узбоя, Сарыкамышской впадине, северным склонам холмогорий Бадхыза и Карабиля с их грядовыми песками, пескам Сундукли на правобережье Амударьи. Поэтому общая площадь пустынь в Туркменистане значительно больше площади собственно Каракумов.

Что касается второго предположения, в соответствии с которыми пустыню нарекли черной за ее мрачность, за недоброту к людям, то оно родилось, наверное, как отзвук традиции, особенно утвердившейся в популярной литературе. Стало принятым, описывая Каракумы, нагнетать экзотические ужасы: испепеляющий зной и безводие, хаос голого рельефа, песчаные смерчи, как погребальные танцы над мертвой землей, и, наконец, ядовитые животные для тех, кто случайно выжил на первых кругах этого ада.

Конечно, природные условия Каракумов тяжелы, особенно если человек попадает в эту пустыню впервые. Английский путешественник А. Бернс писал: «Другие пустыни ничтожны по сравнению с этим беспредельным океаном песков. Я не представляю себе зрелища более ужасного, чем эта пустыня». Но вместе с тем своеобразие каракумской поверхности, ее климата, растительности и животного мира таит в себе и необычайную прелесть и очень ценные для хозяйства свойства. Те же, кто родился среди песков, те и вовсе любят их больше всего на свете, как другой любит тенистый мир родных лесов. Даже если с детства пустыня была просто рядом, она уже не только не пугает, но манит, манит свободным дыханием своих просторов, изменчивостью теплых красок и горьковатым, немного грустным запахом кизячного дыма вечерних костров у редких колодцев.

Выйду без цели вешней бродить порой. Манят вдаль твои дороги, пустыня.
Брошу дом, распрощусь с постылой горой, Земли все пред тобою убоги, пустыня.


Так писал Сеиди — один из замечательных туркменских поэтов XVIII в.

Каждый день готовит нам испытания и непредвиденные моменты. Хорошо, если наше имущество и жизнь застрахована в страховой компании Югория: kupipolis.ru/ic_ugoriya.htm. Тогда вам не нужно будет беспокоиться по пустякам и сосредоточиться на радостях жизни.
Другие записи по теме:

 
Turkmen Telecom Телевидение Тукрменистана TVi Правительство Туркменистана


Яндекс.Метрика