Эта песчаная пустыня, самая большая в СНГ и одна из крупных на земле, занимает почти 3/4 территории Туркменистана. Она расположена между предгорьями Копетдага, Карабиля и Бадхыза на юге, Хорезмской низменностью на севере, долиной Амударьи на востоке и руслом Западного Узбоя на западе. Протяженность Каракумов по параллели — около 800 км, по меридиану — около 450 км, общая площадь — более 350 тыс. кв. км, то есть превышает территорию таких государств, как Великобритания, Италия или Норвегия. Учитывая особенности геологического строения, рельефа, почв и растительности различных частей Каракумов, ученые делят их на Заунгузские, или Северные, Низменные, или Центральные, и Юго-Восточные. Эти три крупные части отличаются одна от другой не только происхождением и современными природными условиями, но и степенью хозяйственного освоения. Заунгузские Каракумы — геологически самая древняя (они сложились еще в плиоценовое время, более миллиона лет назад) и самая приподнятая часть района — на 40—50 м выше двух других его частей. На этом основании их иногда именуют Заунгузским плато, что, однако, неверно. Современная поверхность Заунгузья сильно расчленена, для нее характерны меридионально вытянутые гряды — кыры высотой до 80—100 м, разделенные так же вытянутыми замкнутыми котловинами. Грунтовые воды в Заунгузских Каракумах в большинстве своем соленые, и здешние пастбища поэтому используются слабо, да и местный климат суровее, чем в остальных Каракумах. На северо-западе Заунгузские Каракумы ограничены сравнительно хорошо сохранившимся извилистым древним руслом Западного Узбоя, а на юге они обрываются 60—160-метровым уступом к полосе характерных и до сих пор еще в значительной степени загадочных понижений Унгуза. Относительно происхождения этой полого изгибающейся цепи такыров, шоров и песчаных котловин, которая прослеживается от Амударьи на запад до Узбоя, ученые не имеют единого мнения: одни считают, что просто у края Заунгузского поднятия вследствие накопления солей более энергично разрушались и развевались слагающие его коренные горные породы, другие видят в Унгузе такое же, как и Узбой, но значительно более древнее, а потому и менее сохранившееся амударьинское русло. Центральные и Юго-Восточные Каракумы в целом низменные. Абсолютные отметки на этих территориях колеблются в пределах 50—200 м. Граница между ними проводится условно, по железнодорожной линии Теджен — Чарджоу. По устройству поверхности обе эти части равниннее, чем Заунгузье. Это обстоятельство, а также более богатые и круглогодичные пастбища, множество пресных колодцев (хотя и довольно глубоких — до 100—300 м), длинный безморозный период и высокая сумма положительных температур, близость к крупным городам способствуют их значительно более интенсивному хозяйственному освоению. Огромная территория Каракумов имеет относительно небольшое постоянное население — 300 тыс., то есть приблизительно 15% всех жителей республики. Здесь 78 населенных пунктов, из которых 5 поселков городского типа, а остальные — совхозные поселки и животноводческие фермы. В прошлом оседлых земледельцев оазисной зоны называли «чомур», а скотоводов, живущих в Каракумах, — «чарва», или (в Прикопетагских оазисах) «гумлы» (кумли), то есть жители песков. Однако кумли представляли собой тогда разные племена, за дкоторыми исторической традицией были закреплены определенные территории пустыни: на западе Центральных Каракумов, между меридианами Джебела и Кизыл-Арвата, пасли свой скот иомуты, к востоку — между Кизыл-Арватом и Тедженом — теке, али-или, карадашлы и махтыми; в Юго-Восточных Каракумах — теке, салыры, сарыни, эрсари, а в Заунгузье — северные иомуты, човдуры и карадашлы. Сейчас, когда племенные и родовые деления, а с ними и племенная рознь, усобицы, право сильного — все это безвозвратно ушло в прошлое и молодому поколению известно лишь из рассказов стариков и по литературе, сейчас в песках живут туркмены, работающие в животноводческих фермах или совхозах, например в «Ербенте», или на нефтяных и газовых промыслах, например в поселке Дарваза. Теперь потомки бывших кумли, пасущие колхозные и совхозные отары, живут постоянно на отгонных пастбищах. В их домах есть радио, а во многих местах и электричество, их регулярно снабжают всеми фабричными продовольственными и промышленными товарами, они получают газеты и журналы, к ним приезжают кинопередвижки и лекторы, артисты театров и филармонии, народные певцы — бахши. У них, так же как в земледельческих поселениях, в быт уже вошла новая культура, но, может быть, несколько шире сохраняются и некоторые старые традиции. Так здесь, в песках, больше, чем в оазисах, мужчины привержены к старой национальной одежде — к бараньей папахе — тельпеку, к широким штанам и длинному халату. Надо сказать, что такой костюм здесь, среди открытых пустынных просторов, и в летний зной и в зимнюю стужу удобнее. Но вообще с каждым годом все лучше и гуще становится сеть дорог между внутренней пустыней и окружающей оазисной полосой, все интенсивнее и разнообразнее делаются связи между ними и все более стираются различия, когда-то резко делившие население Туркменистана на земледельцев и скотоводов, а его территорию — на оазисную культурную полосу и на враждебную ей пустыню. К чабанам на отгонное пастбище приехали народные певцы-бахши В наши дни хозяйственное развитие почти каждого из оазисных районов Туркменистана обязательно включает использование с каждым годом все более обширных прилегающих освоенных площадей Каракумов. Поэтому-то в соответствующих разделах этого сайта и описываются сопредельные пустынные территории. А так как помимо этого многие сведения о Каракумах нам уже известны из «Общего обзора», мы здесь расскажем лишь о некоторых основных для всей пустыни темах и о некоторых особенностях глубинных ее районов, не входящих еще непосредственно в «культурную зону». |
|
Другие записи по теме:
|