«Туркмен» Этногенез туркмен Ашхабад Обычаи туркмен
 
 
История Туркменистана и туркмен

 

  • Карта Туркменистана
  • Герб Туркменистана
  • Флаг Туркменистана

 
История Туркменистана и туркмен

История Красноводска

Туркменистан » ---
Опубликовано: 29-10-2011, 19:19
История Красноводска
В Красноводском порту сильные краны и многометровые ленты транспортеров полностью заменили еще недавно многочисленных там грузчиков-хамбалов

Первое поселение на том месте, где стоит сейчас город, появилось сто лет назад. Это было небольшое укрепление, одно из тех, что строили в ту пору царские войска на туркменском побережье. Со временем его бы бросили и забыли, как и десятки других рожденных случаем военных поселений, но в 1896 г. сюда перенесли начальный пункт Закаспийской железной дороги. Почти полтора предшествовавших десятилетия он находился значительно южнее, в поселке Узун-Ада, лежавшем у Михайловского залива, там, где теперь полуостров Челекен примыкает северным берегом к материку. В трагический июньский день 1895 г. девятибалльное землетрясение разрушило морскую пристань, железнодорожную станцию и все жилые дома Узун-Ада. Но еще и до этого уже было решено, что порт и «устье» транстуркменского рельсового пути будут перенесены в Красноводск, где глубокий залив позволит морским судам подходить к самым причалам, а плотный грунт на берегу удобнее для строительства и эксплуатации железной дороги, чем сыпучие пески на побережье Михайловского залива.

Так начал жизнь представитель «старшего поколения» туркменских городов, которые, как мы знаем, по общим историческим масштабам все очень молоды.

Красноводск рос городом-грузчиком: из корабельных трюмов и с палуб он принимал хлебные продукты, сахар, чай, спиртные напитки, керосин, лесные материалы, москательные товары и грузил их в железнодорожные вагоны и на платформы, чтобы отправить в глубь Средней Азии, а с железной дороги он переваливал хлопок, хлопковое масло, сухие фрукты, семена люцерны, алебастр, строительный камень — гюшу, коконы шелкопряда и шелк-сырец, овечью шерсть и ковры на суда, которые потом, тяжело зарываясь носом в пенную каспийскую волну, уходили в Баку, Астрахань и в Персию.

Полагают, что красновато-бурые скалы, отражаясь в бухте, на берегу которой стоит город, дали повод туркменам назвать местность «Кизыл-су»«Красная вода»; отсюда и пошли на русских картах «Красноводские» мыс и залив, а потом, когда появилось селение, оно получило такое же название. Существуют и другие мнения: например, что здесь когда-то действительно были окрашенные воды из-за того, что растворяли красноцветные породы.

Такова не решенная до конца топонимическая проблема «красной воды». Но на протяжении всей истории Красноводска была и до сих пор существует другая, несравнимо более важная, бытовая и хозяйственная, проблема — отсутствие пресной воды. Солоноватую добывали в окрестностях города, пресную привозили из Джебела на поездах, из Баку — судами-водовозами, и еще до революции в городе построили первый в России морской опреснитель.

Теперь из Джебела и Небит-Дага в Красноводск идет водопровод, а работающая в городе новая мощная опреснительная установка снабжает самых больших потребителей воды — две городские теплоэлектроцентрали. Однако этого непрерывно растущему Красноводску хватает только в обрез. Ведь послевоенный Красноводск не только город-грузчик, но только крупный транзитный и перевалочный пункт, но и стремительно разворачивающий новые мощности промышленный узел. Растут и преображаются его старые и новые предприятия. Нефтеперерабатывающий завод, созданный в годы Великой Отечественной войны, все это время, и особенно последнее десятилетие, заметно расширяется, механизируется, автоматизируется, строит новые цехи и лаборатории. В 1960 г. на нем работало уже 4 основных и 11 вспомогательных цехов, в частности дал первую продукцию новый цех сульфанола. Производство этого синтетического моющего вещества положило начало туркменской нефтехимии. А в начале 1968 г. была пущена в ход установка каталитического крекинга. Красноводский завод обладает важным преимуществом — он получает по нефтепроводам сырье прямо с промыслов, расположенных всего в 200 км; для нефтепереработки — отрасли исключительно материалоемкой — близость к источникам сырья — большое удобство.

Если вы решили переехать в Москву, то вам обязательно нужна квартира. Если не хватает денег на покупку квартиры, то можно ее взять в аренду с помесячной оплатой. Аренда квартир у метро Севастопольская стоит недорого. Это один из самых чистых и хороших районов Москвы.


Не марайте наши имена

Другие записи по теме:

 
Turkmen Telecom Телевидение Тукрменистана TVi Правительство Туркменистана


Яндекс.Метрика