«Туркмен» Этногенез туркмен Ашхабад Обычаи туркмен
 
 
История Туркменистана и туркмен

 

  • Карта Туркменистана
  • Герб Туркменистана
  • Флаг Туркменистана

 
История Туркменистана и туркмен

Ирригационное строительство

Туркменистан » ---
Опубликовано: 24-10-2012, 13:22
В 1927 г. инженер Ф. П. Моргуненков при сооружении на Амударье Босага-Керкинского канала сделал попытку практически проверить, как далеко вода самотеком пойдет вглубь пустыни. Во время паводка часть стока была пущена в Келифский Узбой. По цепочке его сухих ложбин она прошла на 100 км к западу. Вскоре на пустынных берегах канала появилась растительность, а на опытном поле в расположенной южнее песчано-глинистой Обручевской степи удалось вырастить приличный урожай хлопка.

Однако крупные и неотложные хозяйственные задачи первых пятилеток все отодвигали практическое решение вопроса о Каракумском канале. К нему вновь вернулись в 1940 г., и тогда правительство СССР и Центральный Комитет Коммунистической партии постановили: «Учитывая исключительную ограниченность водных ресурсов в предгорьях Копет-Дага и полное использование рек Мургаба и Теджена, приступить в 1940 г. к пропуску амударьинской воды по руслу Келифского Узбоя на обводнение пастбищ южных Каракумов; при положительных результатах осуществить подачу амударьинской воды в бассейны рек Мургаба и Теджена для дальнейшего развития там орошения».

Но грянула Великая Отечественная война, которая отодвинула в сторону многие начинания мирного времени. И все-таки уже в последние военные годы продолжились прерванные изыскания трассы канала, на этот раз под руководством ашхабадского инженера И. В. Болтенкова. А после окончания войны был разработан полный проект переброски амударьинских вод в дельты Мургаба и Теджена. В 1947 г. приступили было к его осуществлению, но строительство, начатое своими силами за счет республиканских средств, шло медленно, а вскоре и вовсе застопорилось из-за другого проекта переброски вод — из низовий Амударьи по Западному Узбою. И только после того, как идея западноузбойской трассы была окончательно отвергнута как экономически менее целесообразная, вновь обратились к трассе Каракумского канала. В апреле 1954 г. Совет Министров СССР и ЦК КПСС приняли постановление о дальнейшем развитии хлопководства в Туркменистане, о форсировании там ирригационного строительства, и в частности о строительстве Каракумского канала.

С этого времени сооружение канала развернулось полным ходом, он стал детищем всей страны, его строили 36 национальностей СНГ, 202 города посылали сюда технику и материалы. И Каракумдарья, «Чудо-река» или «Река-счастье», как зовут канал в Туркменистане, все дальше уходила на запад через пески, зной и безводье со скоростью, которой еще не знала история ирригации: 840-километровое русло его первых трех очередей было проложено за 6 лет. Важно и другое: рациональные методы строительства и огромный экономический эффект, который дает амударьинская вода на трассе канала, привели к тому, что уже в 1964 г. окупились все затраты на его сооружение.

Чтобы осуществить ирригационное строительство, необходимо специалисты высочайшего уровня, в том числе и грамотный менеджмент. Найти полезную литературу по менеджменту можно на этом сайте. На сайте Nayada.net собрана большая коллекция книг по менеджменту и экономике предприятий.


Чу — река

Другие записи по теме:

 
Turkmen Telecom Телевидение Тукрменистана TVi Правительство Туркменистана


Яндекс.Метрика