«Туркмен» Этногенез туркмен Ашхабад Обычаи туркмен
 
 
История Туркменистана и туркмен

 

  • Карта Туркменистана
  • Герб Туркменистана
  • Флаг Туркменистана

 
История Туркменистана и туркмен

По «нефтяному поясу»

И днем и ночью гудит автомобильный поток на почти 200-километровой асфальтовой магистрали ЧелекенНебит-Даг. Это транспортная ось самого богатого по добыче и прогнозным запасам нефтяного района республики. Своим западным краем район лежит на морских просторах причелекенской акватории, на так называемом Аншероиском пороге, а восточным — на подгорных равнинах Кюрендага (одного из северо-западных отрогов Копетдага) и двух Балханских хребтов — Большого и Малого. Район и называют Прибалханским, а за густоту и продуктивность расположенных в нем месторождений именуют его также «нефтяным поясом» Туркменистана.

Приблизительно посредине этого пояса на пути к Небит-Дагу лежит теперь всесоюзно известный городской поселок Котурдепе. В 1957 г. одна из пробуренных здесь разведочных скважин необычайно мощным фонтаном нефти и газа возвестила об открытии богатейшего месторождения республики. Оно было названо Ленинским и отнесено к наивысшему классификационному разряду — «крупных уникальных», таких, как Нефтяпые Камни в Азербайджане и Ромашкпнское в Татарии. За его открытие и ввод в эксплуатацию группе геологов и нефтяников в 1962 г. была присуждена Ленинская премия. Сейчас Ленинское месторождение дает 3/4 всего добываемого в республике «черного золота».

Большая часть нефти Котурдепе по магистральному трубопроводу идет для переработки на Красноводский завод, а в топки этого завода, так же как и в топки Красноводской ТЭЦ и тоже по трубам, поступает газ Котурдепе, заменивший теперь там мазут.

По другой ветви трубопровода газ доставляется на Челекенский завод канальной сажи, где он служит исходным сырьем.

С приобретение независимости в Туркменистане в большом количестве начали открываться различные компании. В том числе стал активно развиваться игровой бизнес. Начали импортироваться оборудование для аттракционов. Крупные транспортные компании привозили аттракционы на продажу в различные города Туркменистана. Аттракционы FLY-motion пользовались большой популярностью среди туркмен.

Сам же Котурдепе — это главным образом производственный, а не жилой поселок (около 1,5 тыс. жителей, 1968 г.): в нем управление промыслами, на которых работает много нефтяников, предпочитающих жить не здесь, а в городе Небит-Даге, хотя до него 78 км, полтора часа езды на автобусе.

Асфальтовая лента шоссе, начавшаяся у челекенского взморья, пролегла пустынной равниной через пески, солончаки и такыры мимо невысоких всхолмлений да характерных серых сопочек грязевых вулканов.

На этих незащищенных просторах без устали дуют ветры. Потоки воздуха, прорываясь из Каракумов сквозь неширокий коридор между Балханскими хребтами, набирают здесь, как ни в каком другом месте Туркменистана, яростную силу, достигая ураганной скорости в 35—40 м в секунду. Они создают в Прибалханском районе такие же трудности для жизни, как здешние зной и безводье, и дают основания именовать район этот не только «нефтяным», но и «ветреным поясом».

При этом главные неприятности доставляет не сам ветер, а приводимые им в движение незакрепленные пески; железную и автомобильные дороги, буровые вышки и насосные станции, производственные и жилые постройки — все необходимо постоянно ограждать от наползающих барханов. Засоленность здешних почв мешает закреплению песков растительностью, и против них выстраивают механические защиты: полосами или в клетку расставляют изгороди из специальных щитов, а чаще просто из сухих кустарников, камыша или даже травы; сыпучие склоны поливают битумной эмульсией, чтобы склеить песчинки, прибить их, как дождь прибивает пыль...
Другие записи по теме:

 
Turkmen Telecom Телевидение Тукрменистана TVi Правительство Туркменистана


Яндекс.Метрика