«Туркмен» Этногенез туркмен Ашхабад Обычаи туркмен
 
 
История Туркменистана и туркмен

 

  • Карта Туркменистана
  • Герб Туркменистана
  • Флаг Туркменистана

 
История Туркменистана и туркмен

Новое строительство Ашхабада

Туркменистан » ---
Опубликовано: 15-08-2012, 17:04
В 1 час 17 минут по местному времени внезапный 9-балльный толчок, сопровождаемый сильным подземным гулом, мгновенно погасил огни спящего города и превратил его в пылящую груду развалин. Выбравшийся из-под обломков, израненный московский борт-механик и радист Юрий Дроздов сумел добраться до пассажирского ИЛ-12 и с бортовой рации послать в эфир весть о страшном бедствии. И тотчас отозвалась вся страна. Первая помощь пришла из других городов Туркменистана и республик-соседей — Узбекистан а, Азербайджана, а также из Армении и Грузии. Самолет за самолетом, а когда восстановили движение на разрушенной железной дороге, то и состав за составом вывозили из Ашхабада раненых и детей, потерявших родителей, и доставляли на место катастрофы врачей, медикаменты, продовольствие...

И с первых же дней началась трудовая эпопея восстановления, а по существу строительства заново Ашхабада. Он весь рождался из руин на расчищенных от них площадках — сносились даже частично уцелевшие дома, требовавшие капитального ремонта.

Асфальт, древесные насаждения, городские коммуникации, как правило, везде сохранились, поэтому строить Ашхабад решили по его старой планировочной схеме, тем более что она, как мы знаем, отличалась многими достоинствами. Вместе с тем из руин должен был подняться новый город — столица современного Туркменистана, соответствующая его высоким достижениям во всех областях культурной и хозяйственной жизни. Поэтому в старую планировочную структуру вносились исправления, во многом ее принципиально менявшие. В результате родился сегодняшний Ашхабад, в котором улицы прямее, шире, чем были раньше, площади оформлены в единых ансамблях и везде десятки гектаров отведены под новые бульвары, скверы, сады, парки, цветники. Теперь все промышленные предприятия собраны группами, «производственными гнездами», в местах, наиболее удобных для специализации и кооперирования, для доставки сырья и вывоза продукции. В центральных частях города ансамблями располагаются республиканские и местные учреждения, университет и академический комплекс, республиканские театры, а далее на запад и юго-запад — больничные и вузовские городки.

Страшное землетрясение, какого до сих пор еще не регистрировали сейсмические станции Советского Союза. 6 октября 1948 г. практически уничтожило город.
Новое строительство Ашхабада
Гостиница «Ашхабад» после катастрофы

Наибольшую часть городской территории занимают, разумеется, жилые кварталы. Они собраны, как того и требует современный планировочный принцип, в микрорайоны, которых в столице уже около 15. Один микрорайон от другого отделен широкими магистральными улицами, просторными площадями, зелеными массивами. Каждый микрорайон — это маленький городок. Он имеет свой общественный центр, где красиво и удобно расположены тенистый парк или сад, кинотеатр и клуб, школа и библиотека, продуктовые магазины, парикмахерские, прачечная, мастерские, сберегательная касса. Жилые дома и общественные здания невысокие, преимущественно двух- и трехэтажные с балконами-верандами и затеняющими лоджиями. И, что очень важно для ашхабадцев, которые на протяжении восьми месяцев в году проводят свободное время на открытом воздухе, между жилыми домами оставлены обширные и хорошо озелененные дворовые пространства.

Вообще свобода открытых, не замкнутых зданиями пространств в сочетании с геометрической четкостью городской планировки, с суховатой прямолинейностью современной архитектуры, кое-где как бы подсвеченной национальными мотивами, — вот характерные черты нынешнего Ашхабада. Их замечает каждый приезжающий в столицу, едва он, оставив вокзал, выходит на широкий проспект, ведущий в город.

Первые кварталы на проспекте — железнодорожные: здесь располагаются различные службы и учреждения главной транспортной артерии республики, в частности Ашхабадского отделения Среднеазиатской железной дороги, для которого построено красивое и монументальное трехэтажное здание.

А южнее, там, где проспект Независимости пересекается под прямым углом другим проспектом — Свободы, там лежит один из самых больших и самых старых зеленых массивов города. Это — спасительная страна тени и свежести. В парке пышно разрослись старые деревья и кустарники — платан, катальпа, шелковица, белая акация, восточная туя, маклюра, вдоль аллеи и на площадках всеми цветами радуги пестрят клумбы, наполняющие воздух чудесным ароматом; особенно в этом парке хороши розарии, напоминающие о сказочных садах восточных легенд.

Новое строительство Ашхабада
Центральная часть Ашхабада в 1960 году

За северной оградой парка шумят встречные автомобильные потоки на самой широкой и самой протяженной ашхабадской магистрали — на проспекте Свободы. Он тянется параллельно железной дороге, с северо-запада на юго-восток, на 10 км и соединяет два важнейших промышленных района столицы. Этот проспект между ними, как гриф атлетической штанги между тяжелыми дисками. В районе, к которому он подходит своим западным концом, расположены прядильно-ткацкая, шелкомотальная, мебельная фабрики, машиностроительный завод. Завод выпускает известные по всей стране тестомесильные и взбивальные машины, на нем были построены и уже упоминавшиеся нами первые машины для сбора мирабилита на Кара-Богаз-Голе. Теперь такие машины начал выпускать завод «Ашнефтемаш». Но он находится уже на другом, восточном краю столицы, на другом «диске» ашхабадской индустриальной штанги, севернее железнодорожного полотна на улице Щорса, которая недавно еще не входила в черту города. Теперь здесь поднимаются новые корпуса одного из опорных пунктов современной республиканской индустрии — «Ашнефтемаша», выросшего из металлообрабатывающего завода «Красный металлист», который в свою очередь был создан после революции на базе кустарной мастерской, изготовлявшей кетмени, грабли и домашнюю утварь. Сегодня в товарный знак «Ашнефтемаша», в его заводской герб вписан силуэт трехлопастной крыльчатки потому, что именно вентиляторы для градирен, которые она символизирует и которые до этого Бывший Бывший Бывший Советский Союз покупал за границей, создали наибольшую славу заводу и стали одной из главных его специальностей. Теперь «Ашнефтемаш» выпускает трехлопастные крыльчатки семиметрового размаха! Вращаемые мощными электромоторами, они способны прогонять за час более миллиона кубических метров воздуха. Они работают в системе охлаждающих блоков на большинстве нефтеперерабатывающих и химических предприятий страны, на нефтехимических заводах и на тепловых электростанциях Болгарии и Афганистана, Индии и Объединенной Арабской Республики. Недавно вошел в строй на заводе совсем новый цех погружных насосов для подъема воды из скважин; такие насосы в Туркменистане — предметы, так сказать, первой необходимости. Начинает завод выпускать и новое оборудование, механизирующее операции, связанные с транспортировкой нефти.

Сейчас в полутора километрах к северу от «Ашнефтемаша» на берегах Каракумского канала складывается новый курортный пригород Ашхабада.

Сейчас в современном Ашхабаде большими темпами развивается торговля. Открывается большое количество иностранных представительств, фирменных магазинов и бутиков. Недавно открылось представительство компании Fred Perry. Большим спросом среди жительниц Ашхабада пользуются черные сумки Fred Perry за их относительно невысокую цену и хорошее качество. Сумки Fred Perry отличаются своеобразным стилем.


Ecotermix — современные технологии строительства

Другие записи по теме:

 
Turkmen Telecom Телевидение Тукрменистана TVi Правительство Туркменистана


Яндекс.Метрика